Постановление Правительства РФ от 15 июня 1994 г. N 669
"Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг
в Российской Федерации"
(с изменениями от 28 февраля 1996 г.)
В целях упорядочения деятельности хозяйствующих субъектов в
сфере предоставления гостиничных услуг в соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей"
Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемые Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации.
Председатель Правительства Российской Федерации В. Черномырдин
Правила предоставления гостиничных услуг в
Российской Федерации
Раздел 1. Общие положения
Раздел 2. Порядок бронирования, оформления и оплаты проживания в гостинице
Раздел 3. Права и обязанности потребителя
Раздел 4. Обязанности и ответственность исполнителя
- 1.1. Правила предоставления гостиничных услуг в Российской
Федерации разработаны на основе Закона Российской
Федерации "О защите прав потребителей", действующего законодательства и
регулируют отношения между потребителями (гражданами, проживающими в гостиницах
или имеющими намерение воспользоваться услугами гостиницы) и исполнителями в
сфере предоставления гостиничных услуг (гостиницы, мотели, объединения гостиниц;
граждане-предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере гостиничных услуг,
далее именуемые - гостиница).
- 1.2. Гостиница предназначена для временного проживания граждан на срок не свыше трех месяцев, независимо
от регистрации по месту пребывания и по месту жительства. Проживание свыше трех месяцев возможно только
с разрешения исполнителя. (Постановлением Правительства РФ от 28 февраля 1996 г. N 199 в пункт 1.2
настоящих Правил внесены изменения)
- 1.3. Режим работы гостиницы - круглосуточный.
- 2.1. Номер или место в гостинице предоставляется гражданам
по предъявлении паспорта, военнослужащим - удостоверения личности или военного билета.
- 2.2. При наличии свободных мест по желанию потребителя может
предоставляться одному лицу номер на два или более мест с полной оплатой стоимости номера.
- 2.3. Исполнитель имеет право заключать договор на
бронирование мест. При наличии свободных мест исполнитель вправе принимать
заявки на бронирование от юридических и физических лиц в письменной или устной форме.
- 2.4. Плата за бронирование взимается с лиц, прибывших в гостиницу, единовременно в размере 25 процентов от
цены бронируемого номера места) за сутки независимо от того, по договорам, индивидуальным или групповым
заявкам производится бронирование.
- При опоздании кроме платы за бронирование взимается плата за фактический простой номера или места,
но не более чем за сутки.
- При опоздании более чем на сутки бронь аннулируется. В
случае отказа от платы за бронь размещение в гостиницу производится в порядке общей очереди.
- 2.5. Плата за проживание и услуги в гостиницах
осуществляется по свободным (договорным) ценам. Цены устанавливаются исполнителем в соответствии с присвоенной
гостинице категорией и уровнем обслуживания. В необходимых случаях может быть установлена почасовая оплата
проживания. Сроки и формы оплаты за проживание и услуги устанавливаются исполнителем.
- 2.6. Плата за проживание взимается в соответствии с единым расчетным часом - с 12 часов текущих суток по местному времени.
- При размещении до расчетного часа (с 0 до 12 часов) плата за проживание не взимается. В случае задержки
выезда потребителя после расчетного часа не более 6 часов производится почасовая оплата. При задержке выезда с 6 до 12 часов
после расчетного часа плата взимается за половину суток. При выезде по истечении более 12 часов после расчетного часа оплата
производится как за полные сутки, если нет почасовой оплаты.
- При проживании не более суток (24 часов) плата взимается за сутки, независимо от расчетного часа. Исполнитель с учетом
местных особенностей вправе изменить единый расчетный час.
- 2.7. За проживание детей в возрасте до 7 лет без предоставления места плата не взимается.
- 2.8. Порядок оформления проживания устанавливается исполнителем.
- 3.1. Право на внеочередное размещение в гостинице имеют:
- Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные
кавалеры ордена Славы;
- работники прокуратуры, сотрудники органов внутренних дел,
работники судебных органов, фельдъегерской связи, налоговой службы, сотрудники
федеральных органов правительственной связи и информации (при исполнении ими
служебных обязанностей);
- инвалиды 1 группы и лица, сопровождающие их (не более одного
человека);
- другие категории граждан в соответствии с действующим
законодательством Российской Федерации.
- 3.2. Участники Великой Отечественной войны, инвалиды 2 и 3
групп и лица, сопровождающие их, поселяются в гостиницы в первую очередь, по
мере освобождения мест. Оплата проживания участников Великой Отечественной
войны, инвалидов, лиц, сопровождающих инвалидов 1 группы, производится со
скидкой в размере не менее 30 процентов.
- 3.3. Потребитель обязан:
- соблюдать установленный исполнителем порядок проживания;
- соблюдать чистоту;
- строго соблюдать правила пожарной
безопасности;
- при уходе из номера закрыть номер и сдать ключ;
- возместить ущерб в случае утраты или повреждения имущества
гостиницы в соответствии с действующим законодательством.
- 3.4. Потребитель при обнаружении недостатков в оказанной
услуге вправе по своему выбору потребовать:
- безвозмездного устранения недостатков в оказанной услуге;
- соответствующего уменьшения оплаты за оказанную услугу.
- Потребитель вправе расторгнуть договор и потребовать
возмещения убытков, если в течение часа недостатки в оказанной услуге не были
устранены исполнителем. Потребитель вправе расторгнуть договор, если им
обнаружены существенные недостатки в оказанной услуге или иные отступления от
условий договора.
- 3.5. В предприятиях общественного питания, связи и бытового обслуживания,
размещенных в гостинице, проживающие обслуживаются вне очереди.
- 4.1. Уровень обслуживания гостиницы должен соответствовать
требованиям присвоенной ей категории.
- 4.2. Исполнитель при оформлении проживания в гостинице
обязан информировать потребителей о предоставляемых основных и дополнительных
услугах, форме и порядке их оплаты.
- 4.3. Размещение информации должно находиться в помещении для
оформления проживания в удобном для обозрения месте и в обязательном порядке
содержать:
- правила предоставления гостиничных услуг;
- свидетельство о присвоении гостинице категории;
- извлечения из государственного стандарта;
- стоимость номеров (места в номере);
- сведения о работе размещенных в гостинице предприятий общественного питания, связи, бытового обслуживания;
- перечень и стоимость дополнительных услуг;
- лицензию на право оказания данной услуги; сведения об исполнителе, его юридическом адресе и номере телефона;
- сведения об органе по защите прав потребителей при местной администрации;
- сведения о вышестоящей организации.
- 4.4. Смена постельного белья, полотенец и туалетных принадлежностей производится в соответствии с категорийностью
гостиницы, но не реже двух раз в неделю.
- 4.5. В обязанности исполнителя входит обеспечение граждан следующими видами бесплатных услуг:
- вызов скорой помощи;
- пользование медицинской аптечкой;
- доставка в номер корреспонденции по ее получении;
- побудка к определенному времени;
- предоставление кипятка, иголок, ниток, одного комплекта посуды и столовых приборов.
- 4.6. Исполнитель предлагает потребителю дополнительные услуги за плату по его желанию.
- 4.7. Исполнитель гарантирует проживающим сохранность личных вещей, находящихся в номере, при условии соблюдения
порядка проживания в гостинице.
В случае обнаружения забытых вещей исполнитель принимает меры к возврату их владельцам. Если владелец не найден,
забытые вещи по истечении 6 месяцев реализуются исполнителем через комиссионную торговую сеть.
- 4.8. Исполнитель обязан выдать книгу отзывов и предложений потребителям по их требованию.
- 4.9. Требования и жалобы рассматриваются исполнителем незамедлительно, но не позднее месяца со дня подачи жалобы.
- 4.10. Если недостатки в оказанной услуге не были устранены в течение одного часа, исполнитель обязан уплатить
потребителю неустойку в размере 3 процентов от суточной стоимости номера (места) за каждый час просрочки.
- 4.11. В случае нарушения исполнителем настоящих Правил защита прав потребителей, предусмотренных законодательством,
включая возмещение морального вреда, осуществляется в установленном порядке.